В Госстандарте состоялась встреча с инициативной группой предпринимателей

Мероприятие прошло 28 мая 2019 г.

В ходе встречи обсуждались актуальные для предпринимателей вопросы, связанные с соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза на продукцию, в первую очередь легкой промышленности.

Еще в самом начале встречи директор аналитического центра по изучению проблемных вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей Анатолий Змитрович высказал пожелание, чтобы она послужила основой для работы на постоянной основе: «Не кратковременной, когда возникают какие-либо проблемы и их нужно оперативно решать, а для работы на опережение, что будет проще и лучше для всех сторон. Госстандарт – это одна из структур, которая идет на конструктивный диалог с бизнесом».

Начальник управления государственного надзора за техническими регламентами и метрологического контроля Госстандарта Игорь Буссель поддержал эту инициативу. Формат такой работы стороны определят в ближайшее время. Тематические блоки вопросов для рассмотрения на заседаниях будут формироваться заблаговременно, а для их разъяснения планируется приглашать специалистов и экспертов Госстандарта и его организаций, в компетенции которых находится тот или иной аспект.

В рамках состоявшегося диалога предприниматели затронули ряд вопросов, связанных с проведением надзорных мероприятий. В частности, директор центра поддержки предпринимательства ООО «Светлогорский деловой партнер» Жанна Рогова спросила о подходах к проведению мониторингов и мерах по их результатам.

В настоящее время мониторинги являются преимущественной формой надзорных мероприятий, проводимых Госстандартом. Их отличие от проверок состоит в том, что по результатам мониторингов субъектам хозяйствования выдаются рекомендации по устранению выявленных нарушений и не применяются меры административной ответственности. Рекомендации нужно выполнить в установленный срок (как правило, это не менее 14 дней в зависимости от вида нарушения) и информировать об этом инспекцию Госстандарта. И только если это не сделано, а нарушения выявлены при повторном мониторинге, наступает установленная законодательством ответственность. При этом следует обратить внимание, что под мониторинги попадает товар, который уже наверняка имеет те или иные несоответствия, был предварительно изучен инспектором, проанализирована имеющаяся надзорная практика.

Госстандартом также принято решение применять практику уведомительных мониторингов у субъектов, реализующих продукцию на рынках. То есть информация о проведении этого вида надзорных мероприятий, как правило, за 14 – 30 дней доводится посредством того или иного канала коммуникаций. Как высказались участники встречи, наилучшим способом для них является направление письма в администрации рынков.

Касаясь темы оснований для внеплановых проверок, затронутой председателем совета индивидуальных предпринимателей ТЦ «Подземный город» Ольгой Шахмуть, Игорь Буссель констатировал, что в подавляющем большинстве случаев это – имеющаяся или поступившая, в том числе и от потребителей, информация о том, что в реализации есть продукция, которая была испытана и признана не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза. Поэтому предпринимателям, а также всем субъектам хозяйствования целесообразно на постоянной основе обращаться к реестрам опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению, а также документов о подтверждении соответствия Таможенного союза, действие которых прекращено на территории нашей республики, перед приобретением товара для дальнейшей реализации на рынке страны. Важно не только требовать у импортеров и изготовителей сертификаты или декларации на продукцию, но и анализировать эти документы.

Реагируя на информацию, поступившую от члена инициативной группы индивидуальных предпринимателей ТД «Ждановичи» Олега Короля и от Ольги Шахмуть, инспекции Госстандарта получат дополнительное разъяснение о том, что на ярлыках, этикетках на продукцию индивидуальный предприниматель может не указывать юридический адрес, который зачастую является адресом их места жительства. Вместо данного реквизита можно указывать место реализации продукции – фактический адрес торгового объекта.

В рамках встречи были рассмотрены и другие вопросы, ряд из которых будет дополнительно проработан сторонами.